Праздник летнего солнцестояния отмечался издревле. Западные славяне связывали его с именем своего солнечного бога Свентовита. Их восточные соседи - с днем проводов Ярилы-солнца или Костромы. «Кострома» на старорусском означало связку прутьев, веток, из которых изготовляли особую куклу-чучело.
Купальский огонь и вода
В ночь на Ивана Купала вся Европа в сумерках расцветала мерцающими яркими всполохами костров. Огню поклонялись как магической очистительной силе, символу Солнца. Считалось, что огонь для таких торжеств должен быть добытым прадедовским способом.
Вокруг костров танцевали, прыгали через огонь. Парень и девушка перед прыжком брались за руки. Если не разожмут руки над ревущим пламенем - все у них сладится, а нет - так подумать надо, стоит ли свадьбу играть.
Девушки и в одиночку прыгали через огонь, чтобы обязательно родить в будущем много детей. Не приведи Бог, обратное - остаться бездетной. По высоте прыжка парня славяне гадали об урожае. Чем выше прыжок, тем сильней станет лен на полях. Поэтому такие ритуальные упражнения называли прыжками льна.
Верили, что Иванов огонь лечит от болей в спине, мигреней, по поверьям немцев - от глазных болезней. Немцы к кострам на день святого Ивана подносили малых детей - для укрепления здоровья. Между купальских костров или по их пепелищу порой проводили стадо - чтобы скот не болел. Славянские и германские народы катали с пригорков или жгли на Иванов день колесо.
Колесо само по себе символизировало Солнце. Иногда колесо насаживали на шест и поджигали, при этом его еще и вращали. Верили, что Солнце в эту ночь, скрывшись за горизонтом, само пляшет, вертится, играет. Колесо могли закопать в землю для обеспечения плодородия почвы. Угли Ярилиных кострищ обладали волшебной силой, их клали в капусту, чтобы черви не водились.
Вода, как и огонь, на Ивана Купала считалась великой очистительной силой. Кое-где в Европе с магической ночи открывался купальный сезон. Особенно целебной почиталась выпадающая на 24 июня роса. Ею умывались, веря, что небесная влага на листьях и траве прибавит девице красоты, даст здоровье.
Иванов день и эротика
В Ярилин день принято было забывать про всякий стыд - это отпечаток древнейших эротических культов, дней свободной любви. Это крайне раздражало христианских моралистов, которые видели в них бесовское наваждение, сплошное бесстыдство.
На купальскую ночь снимались запреты, народ предавался любовным утехам. Прощалось все. Молодые девушки и парни уходили в поля, возвращались только по утру. Такая свобода нравов - дань очень древним верованиям, запрещающим половые отношения между кровными родственниками или вообще жителями одного поселка, деревни, если они представляли собой древний род.
Обряды и обычаи
В праздник Ярилина дня особая роль отводилась девушкам. Они совершали охранительные обряды, защищая от всякой нечисти посевы. Для этого женская процессия, говоря заклинания, обходила угодья. В канун праздника девушки принаряжались, могли разбиться на две группы и состязаться в острословии. Высмеивались и вышучивались чьи-либо недостатки, восхвалялись достоинства.
Сохранился древний обычай на Ивана Купала - окунать или зарывать чучела богов плодородия Ярилы или Костромы. Также опускали в воду куклу женского божества Морены или Марены. Ласково ее называли Марысей. Образ богини Морены хорошо известен. Не было более могущественной женщины-демона среди героинь индоевропейской мифологии. Ее имя впитали в себя слова смерть, мор, море. Хотя Морена, может быть, считалась сезонным божеством умирающей и воскресающей природы.
После проводов Ярилы, Костромы, Морены лето шло к зениту - а там и страда жатвенная не за горами.